Венесуэла продала 36 тонн золота Швейцарии

Швейцария в январе 2016 года импортировала из Венесуэлы 35,8 тонн золота. Это необычно большое количество золота, видимо, было продано центробанком Венесуэлы (Banco Central de Venezuela, BCV). После того, как Венесуэла репатриировала 160 тонн своего золота с 25.11.2011 по 30.01.2012, она начала неспеша его продавать через крупнейший транзитный хаб - Швейцарию. Объем проданного таким образом золотого резерва Венесуэлы, к сожалению, неизвестен.

Экономика Венесуэлы в отчаянном положении. Из-за разрушительной экономической политики правительства, экспорт страны состоит практически полностью из нефти и нефтепродуктов, цена которой резко упала с 2014 года примерно на 60-70%. Валютные резервы Венесуэлы за 8 месяцев с февраля по ноябрь 2015 сократились с 24.2 млрд долларов до 14.8 млрд, инфляция достигла трехзначного числа, и кредитный дефолтный своп (CDS) показывал, что рынок оценивает риск дефолта в 78%. Пытаясь предотвратить катастрофу центральный банк Венесуэлы (BCV) вынужден идти на продажу своих золотых запасов.

35.8 проданных тонн, вероятно, были взяты с хранилищ BCV в Каракасе, так как в Венесуэле объемы добычи золота невелики. Согласно геологической службе США добыча золота этой страны составляет порядка 12 тонн в год. Если мы взглянем на исторические данные по торговле золотом с другими странами, мы обнаружим, что Венесуэла начала продавать свое золото Швейцарии в 2012 году, начав с 4 тонн, затем 10 тонн в 2013, 12 тонн в 2014 и 24 тонны в 2015. Вполне вероятно, что проданное золото в 2012, 2013 и 2014 годах - добытое, объемы добычи это позволяют. Однако можно с уверенностью сказать, что золото, проданное в 2015-2016 годах было взято из золотых резервов BCV.

Из данных, предоставленных швейцарской таможней мы можем определить чистоту продаваемого Венесуэлой золота. Для этого нужно взять среднюю рыночную цену золота и поделить ее на объем, указанный в отчетах таможни. На графике ниже представлен результат. Видно, что до мая 2013 года экспортируемое из Венесуэлы в Швейцарию золото обладало чистотой примерно в 80%. Это могут быть слитки из Доре-сплава, полученные при первичной переработке добытого золота, или золотые монеты BCV. Однако, начиная с декабря 2013 чистота резко выросла и составила 99,5%, что указывает на стандартные слитки золота, которые используют большинство стран для хранения золотых резервов, либо торговли на Лондонской бирже металлов.

Объемы и оценочная чистота золота, импортируемого из Венесуэлы в Швейцарию
Не монетарное золото, импортируемое в Швейцарию из Венесуэлы. Чистота золота рассчитана косвенно.
Огромное количество информации касаемо золотых резервов Венесуэлы находится в предыдущих постах. Согласно этой информации:
  1. На февраль 2012 года Венесуэла владела порядка 366 тоннами золота, из которых 316 хранились в Каракасе, 50 - в Лондоне.
  2. В ноябре 2013 начались переговоры между BCV и Goldman Sachs об предоставлении 1,45 млн унций (45 тонн) в качестве залога под долларовый кредит, однако, тогда соглашение достигнуто не было.
  3. В апреле 2015 года банки с Уолл Стрит все же достигли соглашения с BCV. Газета "El Nacional" написала, что "золото, оставленное под залог, останется в ЦБ Англии.", также издание "Venezuela Analysis" написало: "это золото будет продолжать числиться на балансе ЦБ Венесуэлы". Таким образом, 50 тонн золота, которое BCV хранило в Лондоне, было обменяно Ситибанком на доллары.
  4. Основываясь на опубликованных отчетах BCV, золотые резервы с марта по апрель 2015 года уменьшились на 61 тонну (с 363 до 302). И это уменьшение не было связано с заложенным золотом
  5. 1 июля 2015 года новостной сайт La Patilla опубликовал документы, согласно которым, в частности, 2, 3 и 6 июля планировалось экспортировать самолетом часть золота из Каракаса.
Более того, 19 августа Блумберг опубликовал следующее:
Из доклада 18 августа аналитиков Citigroup Уилсона и Доши: "Страны, у которых нет денег могут спровоцировать падение цены золота за счет массовой продажи своих золотых запасов. Венесуэла является одной из таких стран".

Венесуэла не сможет взять кредит под залог золота, так как большая часть его находится в Каракасе. Ни один банк не примет такой залог. - сказал Эдвин Гутьеррес, один из управляющих инвестиционной компанией Aberdeen Asset Management.

5 февраля 2016 агенство Рейтер сообщило, что BCV ведет переговоры с Дойче Банком о проведении золотого свопа с целью повышения ликвидности своих золотых запасов. Кроме этого Рейтер отметил:
Источники утверждают, что Венесуэла за последние несколько лет проводила операции с золотым свопом с Банком Международных Расчетов (The Bank for International Settlements, BIS) продолжительностью от недели до года. В общей сложности Венесуэла провела семь таких операций.

Как утверждает один из источников, BIS приостановил подобные операции в прошлом году из-за опасений, связанными с возможными рисками.

Рейтер также сообщает, что золото, участвовавшее в своп-сделках, не выходило на рынок. Однако, у нас есть подозрение, что это не так. Ведь что такое золотой своп? Это обмен золота на фиатную валюту с возможностью впоследствии обменять обратно это золото по заранее оговоренной цене. А вот перемещается ли физически залоговое золото при своп-сделке зависит от нескольких факторов. Мы знаем, что репатриированные Венесуэллой в 2012-2013гг 160 тонн золота покинули лондонское хранилище, в котором осталось всего 50 тонн, которые уже участвуют в своп-сделке с Ситибанком. При этом нам известно, что ни один банк не будет брать в залог золото, находящееся в Каракасе. Таким образом BCV вынужден тем или иным образом вывозить золото из страны, чтобы осуществить золотой своп. Экспортированное золото в Швейцарию - яркий пример этой ситуации.

К сожалению, невозможно точно отследить, как много золота BCV экспортировала для своп-сделок (либо просто продала) через международную торговую статистику. Официальные золотые запасы - это монетарное золото, статистика перемещений через границу которого не раскрывается. Каждый раз, когда BCV решает переправить свое золото через границу (для своп-сделок, либо на продажу), у него есть два варианта. Первый - экспортировать монетарное золото. Второй - поменять статус золота на не монетарное и экспортировать его. И только в случае второго варианта золото будет отображаться в статистике внешней торговли.

Скорее всего, Венесуэла использует оба варианта экспорта золота. Мы видим, как она пошла по второму варианту в случае с экспортом золота в Швейцарию. При этом есть косвенные признаки на использование и первого варианта. Статистика крупнейших площадок торговли золотом - Великобритании, Швейцарии, Гонконга - не показывают никакого импорта из Венесуэлы, который бы отражал уменьшение золотых резервов страны в марте, апреле или июле 2015 года. Это означает, что, скорее всего, Венесуэла экспортировала именно монетарное золото. В качестве примера, если бы BCV решила продать свои золотые резервы напрямую в любой другой центробанк, скажем, PBC, подобная продажа не отразилась бы ни в одном публичном документе.

Исходя из всей вышеизложенной информации мы не можем сказать, как много золота у BCV находятся в залоге. Конечно, официальные золотые резервы Венесуэлы не такие большие, как пишет WGC. Согласно статистике WGC центробанк Венесуэлы по прежнему хранит 361 тонну, как и в четвертом квартале 2015 года. При этом по данным самого BCV "Oro monetario 69,147,656,000", что составляет 11 миллиардов долларов США при официальном курсе в 0.16 или 296 тонн золота. Таким образом, 296 тонн золота - тот максимум, который может заложить центробанк Венесуэлы для компенсации просевших доходов из-за понижения цены на углеводороды.

Очевидно, что Венесуэла находится в трудном положении. Страна отчаянно пытается выжить, используя свой ЗВР, как долго это может продолжаться, остается только догадываться..